ЗЛОВЕЩАЯ ДОЛИНА …или откуда берется ксенофобия

ЗЛОВЕЩАЯ ДОЛИНА …или откуда берется ксенофобия

«Нельзя, чтобы нечеловек был так похож на человека», — писал советский инженер отряда космонавтов о пугающем своей натуралистичностью манекене Иване Ивановиче.
?Почему мы не принимаем «других»?
?Почему явные физические недостатки, инвалидность, отличный от нашего цвет кожи или разрез глаз вызывают порой страх и отвращение, становятся предметами травли и стигматизации?
?Почему разные картины мира, иной взгляд на жизнь, темперамент и психологическое устройство вызывают раздражение и глубокое отрицание?

Этот феномен называется «эффект зловещей долины». Его открыл японский ученый, исследовавший эмоциональную реакцию людей при виде роботов. Робот, отдаленно напоминающий человека, вызывал приятные чувства и симпатию, но лишь до определенного момента. Чем больше робот становился человекоподобным, тем больший страх он вызывал у испытуемых.

Парадокс объяснялся тем, что в определенный момент робот начинал бессознательно восприниматься, как человек, но с незначительными недостатками: абсолютная симметрия лица, отсутствие живой мимики, все это считывалось, как присутствие ожившего мертвеца. Глубинный страх смерти помноженный на свойственный каждому эгоцентризм, частично или полностью исключающий инаковость другого, как раз и показал «эффект зловещей долины».

Вспомним роботов из советской нетленки «Отроки во вселенной» — добрыми были назначены те, что сильно смахивали на Валли, волнение и страх же вызывали андроиды максимально похожие на людей, но говорящие металлическим голосом, медленно и чеканно двигающиеся.

С психологической точки зрения этот эффект может объяснять проявления ксенофобии, как страха другого, «почти» такого же как я, но не совсем. Позволить человеку иной расы, отличного от нас телосложения, вероисповедания, психического устройства и выражения реакций быть собой – значит побороть этот страх. Инклюзивные классы, в которых учатся обычные дети и дети с особенностями развития, как правило, служат профилактикой буллингу. Ведь ребенок с детства усваивает, что отличающиеся от него люди не только существуют, имеют право на самовыражение, но и могут в чем-то превосходить его.

Учиться принимать другого и позволять ему оставаться собой, не втискивая в узкие рамки представлений о стандартах внешнего и внутреннего – это путь к собственной свободе, избавлению от страхов и неврозов, а по сути – к настоящему, осознанному принятию себя.