ПОБЕДИТЬ СТРАХ
Шипящие змеи и мохнатые пауки, огромные открытые пространства и узкие тесные подвалы, турбулентность и защита проектов перед тысячной аудиторией – все это фобии, которые приходят к нам в кошмарах, омрачают счастливые дни и усиливают тревогу в минуты отчаяния.
Иррациональным страхам, лежащим в основе тревожно-фобических расстройств, может быть подвержен каждый. Король ужасов Альфред Хичкок был овофобом – обычные куриные яйца вызывали в нем приступы страха и отвращения, сюрреалист Дали – панически боялся кузнечиков, а Уолт Дисней, по иронии судьбы – страдал сурифобией, не смотря на то, что мышонок Микки прославил его на весь мир и стал символом американской мультипликации.
Фобии отравляют жизнь и значительно снижают ее качество, не редко перетекая в более серьезные психические расстройства. Так социофобия, от простого нежелания находится среди людей – может довести человека до полной изоляции, вплоть до невозможности покинуть пределы комнаты (в Японии это явление получило название – хикикомори).
?Почему мы боимся?
Ядром любой фобии является страх смерти, как страх неизвестного и неконтролируемого события. Триггером к этому страху могли послужить ситуации, связанные с предметом фобии, случившиеся в прошлом и вытесненные сознанием, «забытые», но не осознанные.
Например: в детстве ребенок теряется в крупном магазине, начинает паниковать, ищет глазами маму, которая является витальным (жизненным) началом, его растерянный взгляд фокусируется на прилавке, по которому ползет таракан. Психика якорит внешний объект, чтобы снять более глобальное напряжение от подсознательного страха: не выжить без мамы. И вот уже готова – блаттофобия (боязнь тараканов) в купе со страхом большого скопления людей.
?Это лечится?
Да. Любая фобия, в отличии от аддикций (зависимостей) лечится раз и навсегда.
?✈️?Как лечить?
В два этапа, протяженность и специфика лечения зависит от формы конкретного случая. Острые симптомы фобических расстройств снимаются сначала когнитивно-бихевиоральной терапией.
Под наблюдением специалиста, человек, страдающий фобией, возвращается в ситуацию, вызвавшую расстройство. Так, при боязни змей – пациент постепенно начинает взаимодействовать с предметом страха: вначале в кабинете терапевта вызываются образы пресмыкающегося, затем – наглядно: картинки, фильмы, где фигурируют змеи. После, в зависимости от тактики лечения, пациент может наблюдать, как терапевт сам берет в руки змею и с ним ничего не происходит. В итоге — гарантия безопасности и наглядная уверенность в отсутствии последствий, угрожающих жизни, избавляет человека от страха конкретного предмета, объекта, ситуации.
Следующим этапом обязательно должна служить пролонгированная психотерапия, при которой пациент вместе с терапевтом выясняют глубинные причины, вызвавшие фобию: искаженная семейная иерархия, любая форма насилия, не прожитый кризис самоидентификации или дезорганизованный тип привязанности к родителям в детстве и т.д. Все это могло послужить подсознательными триггерами к формированию конкретной фобии.
Без тщательной проработки во время психотерапии, тип реакции человека на неконтролируемые события в жизни, может сохраниться и использоваться в дальнейшем для искаженной формы защиты, которая нередко приводит к развитию новой фобии.
По принципу замены: как алкоголик становится игроманом, так аэрофоб может начать бояться тишины (саленсефобия). Хороший психотерапевт всегда лечит не болезнь, а больного – желая ему исцеления, а не простого снятия симптоматики.