СТИЛЬ И СОЗНАНИЕ

СТИЛЬ И СОЗНАНИЕ

Бренды и тренды, от ультра-мини до оверсайзов, астеничность героинового шика конца 90-х прошлого века сменилась модой на пышнотелый бодипозитив. Вчера был в тренде милитари, сегодня на подиумах – реинкарнация диско. Как и почему меняются модные силуэты, с чем это связано и как понять о собеседнике многое, еще до того, как он открыл рот?


До 20 века мода отражала, прежде всего, общественное сознание. Отсутствие оперативных способов обмена информацией, новые формы и силуэты появлялись, как реакция на мироощущение трендсетторов своего времени, которыми были писатели, философы, религиозные деятели.
Культ красоты тела олимпийцев древнегреческих полисов, сменился средневековой строгостью, андрогинностью, связанной с католическим восприятием тела, как сосуда греха. Эпохи Возрождения и Просвещения вернули человеку возможность демонстрировать половую идентичность, пышно и борочно культивируя тело, воспринимая его как прекрасное Божественное творение. Теоцентрическое мировоззрение, мучительные споры о месте человека в мире, фатализме или возможности выбора своего пути, научные и религиозные искания, натуралисты и романтики – все это имело отражение в моде. Тогда внешний вид человека больше зависел не от политической обстановки, а от плодов интеллектуальной деятельности, искусства, архитектуры, классовой принадлежности.


20 век, с резкой сменой парадигм, промышленной революцией, войнами и глобализацией стал подчинять моду утилитарности. Теперь короткие женские стрижки, грубые фасоны, брюки и унисекс стали откликом на мировые войны с чисто бытовыми потребностями удобства – борьбы со вшами в условиях полевых госпиталей, круглосуточными сменами у станков и отсутствием стабильности.
Новая волна развития психологии и психотерапии, связана с необходимостью адаптации человека в резко меняющемся мире, реабилитацией психики после глобальных мировых катастроф. И если Фрейд лечил неврозы и истерии, разбирая каждый случай отдельно, то психологи и психиатры нового времени выполняли задачу более масштабную – возвращение искалеченного ужасами войны и смерти человека в мирную жизнь.


Сейчас внешний вид уже начинает играть роль невербального диагноста. Цвета и фасоны, по большому счету, подбираются человеком глубоко индивидуально. По тому какой стиль предпочитает каждый из нас в не рабочее время, в отсутствии дресс-кода — можно составить психологический портрет, выявить внутренний конфликт и даже заметить психические отклонения.


?Так, например люди, больные истерией или имеющие нарциссическое расстройство личности склонны к демонстративности: вычурность фасонов, кричащие контрастные цвета, яркие детали – все, что может выделить из толпы в чрезмерных, гиперболизированных объемах.


???Предельный инфантилизм, серьезные проблемы с необходимостью брать на себя ответственность, искаженное восприятие семейно-ролевых отношений – выдаст подчеркнуто молодежный стиль у людей старшего возраста. «Вечные мальчики» с модной укладкой, обилием брендовых аксессуаров, футболками с мультяшными принтами под пиджаками и женщины неопределенного возраста в плюшевых костюмах, с кукольными ресницами и рюкзачками за плечом — не могут и не хотят взрослеть, выполнять обещания, заботиться о других и соблюдать пунктуальность.


??Люди, с ног до головы одетые в последние новинки сезона, с модными гаджетами последнего поколения — вероятно, окажутся ведомыми, болезненно зависимыми от общественного мнения, неуверенными и глубоко травмированными, тяжело переживающими отсутствие внутренней свободы распоряжаться собственной жизнью самостоятельно.

Стиль, язык цвета, слепое следование трендам или индивидуальный подход к выбору гардероба — могут сказать многое о человеке, еще до того, как начал говорить.
Наблюдайте, смотрите и замечайте детали. Лгать могут слова собеседника, но не внешнее самовыражение, оно таит в себе множество культурных и личных кодов, разгадав которые можно не только найти общий язык с каждым, но и обезопасить себя от токсичного взаимодействия.