Cинематерапия «ДЖОКЕР»
Синематерапия – метод в психологии, при котором, наблюдая и анализируя поступки героев, пациент терапевтизирует собственную реальность, находя альтернативные пути решения проблем персонажей с экрана.
Фильм «Джокер» — кино многослойное, где социальное переплетается с экзистенциальным и патопсихическим. Разбор клинической картины расстройства героя оставим психиатрам. Сфокусируемся на родителях. Мать – эмоциональное начало в семье, внутренний камертон гармонии. Ее функция для младенца – сохранять его психику, путем контейнирования эмоций ребенка. Понимать и чувствовать, что испытывает малыш на каждом этапе взросления, отзеркаливать боль, страх, радость, гнев и принимать эти эмоции, преодолевая внутренний дискомфорт от того, что твоему ребенку сейчас очень плохо или очень хорошо. Хранить и объяснять, что право на выражение эмоций укрепляет и позволяет строить личностные границы.
Джокер с детства получил урок – прививку: запрет на выражение эмоций, потому что они ранят и расстраивают маму. Как результат – жесткая фрустрация, напряжение, переродившиеся в гипертрофированную реакцию на стресс.
Отец – фигура, социализирующая ребенка, он выходит на авансцену после первого этапа сепарации (отделения) дитя от матери, когда приходит осознание: я и мама – это два разных мира. Оба «отца» Джокера, пусть номинальных или изобретенных больным воображением человека с психическим расстройством, предают его. Оба – символы узурпирующего, не принимающего социума, в котором герой, без наличия отцовского воспитания и так не смог адаптироваться.
Первый, как высший образ социальной иерархии, навсегда одним ударом в туалете кинотеатра, захлопнул дверь в мир общественных норм и морали.
Второй, обнадежив, подарив второе рождение и новое имя – Джокер (не только шутник, но и козырь, который можно ввести в любую игру), унизил и обесценил профессиональные качества героя. В итоге – духовная смерть и выжженная пустыня обреченности на пустоту.
Смысл в том, что общественные мутации с течением времени, происходят не столь кардинально, как наше отношение к ним. А выбор реакции на кризисы, революции, жестокость на улице и спад экономики – напрямую зависит от нашей адаптации в этом обществе, которую нам дарят или не дарят родители. Одни – идут на восстания, баррикады, насилие от бессилия и несправедливости. Другие – адекватно понимая происходящее, занимаются благотворительностью или отправляются на площадь трех вокзалов, раздавать еду нищим. Просто, потому что контейнер эмоций, сохраненный матерью, со временем стал больше и богаче, а вектор следования указал отец, предупредив об опасностях по дороге.